Современная школа все увереннее становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества. Она отражает сегодня характерные признаки нашего времени – широкие возможности для индивидуального выбора человека, реализации его профессиональных и других потребностей; возрастающую роль субъекта в обеспечении собственных интересов и возможностей, разнообразие моделей деятельности. Современному обществу требуются энергичные, предприимчивые работники, обладающие качествами лидера, готовые и умеющие организовать созидательную, социально полезную деятельность, способные достичь жизненного успеха. На первое место выходит осознание способов использования собственного опыта, знаний при решении сложных жизненных и профессиональных задач.
Важнейшей задачей современной школы становится формирование мировоззрения личности – широкой системы ее взглядов на мир людей и явлений – как основа внешней и внутренней культуры. Мировоззрение формируется не столько путём передачи культурного опыта от одного поколения к другому, сколько посредством приобретения растущим человеком социального и нравственного (разнообразного реального) опыта. Решение этой задачи зависит от многих факторов, в частности от развития способности к успешной социализации.
В современном обществе школа выполняет те задачи, которые на других этапах развития общества выполняли несколько социальных институтов (семья, неформальные и формальные детские организации и объединения, средства пропаганды и массовой информации). Современная школа выступает в роли механизма, осуществляющего первоначальную дифференциацию общества, формирует социальный статус человека, помогающий ему адаптироваться к различным социальным условиям.